Пичугин пожизненно домолчался за Невзлина

Пичугин пожизненно домолчался за Невзлина

6 августа Мосгорсуд приговорил бывшего сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина к пожизненному сроку лишения свободы. Суд установил, что вина Пичугина и его идейного вдохновителя Невзлина в организации жестоких преступлений полностью доказана.


Дан приказ ему на Страсбург…

Повторный судебный процесс над Алексеем Пичугиным, как и ожидалось, стал решающим. И хотя, с подачи адвокатов, уже известно, что Верховный суд РФ будет рассматривать кассационную жалобу на приговор, нет сомнений, что высший судебный орган оставит в силе вердикт Мосгорсуда. Во-первых, вступил в силу приговор от 17 августа 2006 года в отношении исполнителей заказных преступлений: Цигельника, Решетникова, Шапиро, Овсянникова. Во-вторых, дело Пичугина рассматривалось повторно в значительной степени с точки зрения меры наказания Пичугину, определенной в 2006 году судьей Усовым, как 24 года лишения свободы. В прошлом году, суд так же установил, что Пичугин виновен в организации преступлений. Так что, адвокатам Пичугина придется подыскать более веские аргументы для оправдания Пичугина в Верховном суде. Поскольку до Страсбурга нужно идти в колонне с другими юкосовскими «жертвами политических репрессий», иная аргументация, маловероятна. Как и иной итог рассмотрения кассационной жалобы. Упование защиты Пичугина на Страсбург, как на заведомую индульгенцию от всех преступлений, на фоне реальных событий, смотрится не иначе, как имитация бурной деятельности при отсутствии таковой. Придет время, Страсбург, конечно, рассмотрит «дело Пичугина». К этому сроку, с учетом того, что в отношении Пичугина расследуется еще одно уголовное дело, в эту же инстанцию, может, и «дело Невзлина» как раз поступит. Говорить о заведомой победе в Страсбурге – планы наполеоновские, вот только не всем из них, как известно, суждено сбыться.

Если говорить по существу дела, то приговор судьи Штундера, весьма существенно «опирающийся» на решение коллегии судей Верховного суда, как по этой, так и по иным причинам в значительной степени отличается от приговора судьи Усова от 17 августа 2006 года. Штундер детально проанализировал показания ключевых свидетелей, которые на протяжении предварительного и судебного следствия, то отказывались от своих слов, то сообщали новую информацию. Фактически, журналисты даже ни разу не побывавшие на судебных заседаниях, практически полностью познакомились с показаниями исполнителей преступлений Шапиро, Цигельника, Решетникова, потерпевших Рыбина, вдовы Петухова Исламовой, а так же адвоката Добровинского и экс-сотрудника НК ЮКОС Голубовича.

Вообще, интерес прессы к приговору по делу Пичугина был в этом году даже выше, чем в прошлом. Видимо, сказался летний дефицит информации и события вокруг Ходорковского в Чите и Невзлина в Израиле. Перед началом и в ходе оглашения приговора корреспонденты педантично записывали фамилии адвокатов, прокуроров, судьи и, не жадничая, делились добытой информацией со своими коллегами. Оглашение судебного вердикта заняло почти 5 часов. Все это время, за исключением 10-минутного перерыва, собравшиеся в зале слушали судью стоя.

«Вина Пичугина полностью доказана!»

Напомним, Пичугин обвинялся в организации убийств предпринимательницы Валентины Корнеевой, отказывавшейся продавать банку «Менатеп» помещение магазина «Чай» на Покровке, мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, критиковавшего налоговую политику НК ЮКОС в регионе, организации двух покушений на убийство управделами компании «Ист Петролеум» Евгения Рыбина, у которого возник конфликт с руководством ЮКОСа, а так же в убийстве водителя Рыбина Федотова и покушении на убийство охранников Иванова и Филиппова.

Уже после оглашения судьей первых строк приговора, стало ясно, что оправдательного вердикта не будет. Штундер отметил, что несмотря на непризнание Пичугиным вины, его причастность к организации вышеуказанных преступлений полностью доказана в ходе рассмотрения дела. По эпизоду убийства Корнеевой, суд счел, что Пичугин организовал устранение предпринимательницы при пособничестве Овсянникова и других осужденных. Пичугин дал указание жителю Тамбова Горину вести переговоры с Корнеевой о приобретении у нее банком собственности на улице Покровка. Условия договора не устраивали Корнееву. Тогда предпринимательницу было решено устранить. О том, что заказ на устранение поступил именно от Пичугина и стоявших за ним руководителей банка «Менатеп» свидетельствуют показания исполнителя убийства Владимира Шапиро, свидетеля Смирнова, которому водитель Горина Овсянников предлагал совершить это преступление, показания самого Овсянникова, данные им на предварительном следствии. К показаниям Овсянникова, данным в зале суда, о том, что его вынуждали оговорить и себя и Пичугина, и Невзлина, суд отнесся критически. В приговоре отмечено, что они направлены на смягчение наказания Пичугину и опровергаются собранными доказательствами по делу, показаниями других свидетелей. О наличии мотива у сотрудников ЮКОСа на устранение Корнеевой свидетельствуют показания мужа и сына убитой, коллег по работе, которые говорят о том, что «переговорщики» из банка действовали нагло, грубо, Корнеева опасалась вести «переговоры», высказывала опасения за свою жизнь. Эти «переговоры», отмечено в приговоре, контролировал Пичугин, что подтверждает непосредственный их участник, подчиненный Пичугина Дмитрий Назаренко. «Доводы защиты о том, что Горин организовал убийство Корнеевой в своих интересах, являются необоснованными», - говорится в приговоре. – «Доводы о том, что к убийству причастен компаньон Корнеевой Тарахтелюк – несостоятельны».

Организацию убийство мэра Нефтеюганска Петухова суд так же считает делом рук Пичугина. Материалы дела, письма, документы говорят о том, что мэр занимал активную позицию в отстаивании требований к компании ЮКОС о своевременной и полной выплате налогов в местный бюджет. Именно эта критика, неоднократные выступления в прессе, объявленная голодовка и иные действия, направленные на дискредитацию делового имиджа компании и были мотивом убийства Петухова. 25 июня 1998 года, накануне убийства Петухова, на встрече у губернатора Ханты-Мансийского округа было решено, что в счет задолженности перед бюджетом пойдут основные активы нефтяной компании и складские расписки на нефтепродукты. Руководство ЮКОСа между потерей имиджа компании, как следствие убийства Петухова, и потерей самой компании выбрало первое. Суд отмечает, что фактические обстоятельства убийства градоначальника и мотивы преступления полностью подтверждаются показаниями исполнителей Цигельника, Решетникова, посредника Шапиро. При этом, суд считает, что причастность к преступлению Попова, Приходько было лишь одной из версий на предварительной стадии следствия, которая не нашла своего подтверждения.

Убийство предпринимателя Рыбина так же было организовано руководством ЮКОСа. Суд счел вину Пичугина доказанной и в части убийства водителя Рыбина Федотова, покушения на убийство охранников Иванова и Филиппова. Мотивом двух покушений на предпринимателя стала конфликтная ситуация, сложившаяся между руководством ЮКОСа и Рыбиным после того, как ЮКОС купил «Томскнефть» и в одностороннем порядке расторгнул договор о совместной разработке двух нефтяных месторождений, заключенных «Ист Петролеум» с предыдущим руководством компании. Компания Рыбина потеряла более 100 млн. долларов. Действия предпринимателя были направлены на возвращение средств, он подавал иски, выступал в прессе. В приговоре говорится, что вина Пичугина и иных организаторов преступления подтверждается приговором Мосгорсуда от 2000 года в отношении Решетникова (осужден за первое покушение, совершенное 24 ноября 1998 года), приговором Мосгорсуда от 17 августа 2006 года, в отношении других исполнителей преступлений, показаниями свидетелей Авалишвили, Балушкина, Веселова, Хохлова, Виносьянца, Тарасова и т.д. Суд установил, что расследование покушений на Рыбина контролировалось сотрудниками службы безопасности ЮКОСа. Дважды с телефонных номеров, зарегистрированных на службу безопасности НК, поступали запросы в следственные органы. Суд так же установил, что Пичугин передавал записку с адресом Рыбина в Австрии Горину для совершения очередного покушения. Экспертиза подтвердила, что записка выполнена рукой Пичугина. К рецензионному заключению эксперта Володиной суд отнесся критически: «…Володина сообщила суду оценочные сведения, … которые не являются доказательствами».

Добровинский и Голубович не стали молчать о Невзлине

Особое внимание суд уделил анализу показаний адвоката Рыбина Александра Добровинского, на протяжении лет отстаивавшего интересы компании Рыбина в судах, и имевшего в связи с этим личный негативный опыт контактов с акционеров НК ЮКОС Леонидом Невзлиным и начальника Департамента по стратегическому планированию НК ЮКОС Алексея Голубовича, так же, немало пострадавшего от действий Невзлина. Суд практически полностью положил показания Добровинского в основу приговора. В частности, в тексте говорится о том, что Добровинскому неоднократно угрожали расправой, если он не откажется от дела против ЮКОСа. Угрозы исходили лично от Невзлина в ходе, как непосредственных, так и опосредованных контактов с ним адвоката Добровинского.

От Голубовича потребовалось не меньшее мужество для выступления в процессе по делу Пичугина. После ряда изощренных покушений на жизнь близких бывшего сотрудника ЮКОСа в России, он в настоящее время проживает в Англии. В зале суда Голубович показал, что знаком с Ходорковским с 1985 года. Отношения у них сложились нормальные. Натянутые отношения у Голубовича были с Лебедевым и Невзлиным. Последнего Голубович охарактеризовал, как человека, который безраздельно любит власть. В отношении Голубовича и его супруги Невзлин организовал кампанию в СМИ с целью лишить их управления компанией «Русский продукт». В двух автомобилях супруги была найдена ртуть. Голубович отметил, что ему известно о том, что ртутью так же были отравлены и другие сотрудники ЮКОСа, в частности, Золотарев, Кагалович, Алексанян. В приговоре, суд ссылается на показания Голубовича, в которых тот сообщает, что Пичугин в отличие от других сотрудников службы безопасности запросто общался с Невзлиным, был его приближенным человеком.

Относительно криминальных обстоятельств дела и мотивов совершения преступлений руководством компании, Голубович показал, в частности, что в ЮКОСе был план по скупке всей недвижимости в пределах Колпачного переулка и части улицы Покровки. Как известно, здание, в котором находился магазин «Чай», принадлежащий Корнеевой, располагался на углу Покровки и Колпачного переулка, его окна во дворе выходили прямо на офис банка «Менатеп». Компания «Gml Estate Limited», купившая помещение магазина в 2003 году у сына убитой Корнеевой, зарегистрирована в Гибралтаре и была создана для владения недвижимостью в интересах группы «Менатеп». Тем самым мотив на приобретение руководством банка помещения, принадлежавшего Корнеевой, заинтересованность в устранении предпринимательницы, которая не хотела расставаться с собственностью, налицо. Как отмечается в приговоре, после убийства Петухова, Невзлин в коллективе компании стал распространять сведения, что к убийству причастна супруга Петухова. Голубович не единожды присутствовал на совещаниях, в том числе с участием Ходорковского, на которых обсуждалась конфликтная ситуация с Рыбиным. На одном из таких совещаний в конце января 1999 года Невзлин сказал: «Дайте мне пару месяцев и проблему с Рыбиным я решу!». В марте на Рыбина было совершено второе покушение, а Невзлин стал распространять сведения о том, что за преступлением стоят томские бандиты.

Суд оценил и показания исполнителей заказных преступлений. В приговоре говорится, что у суда нет оснований сомневаться в показаниях Шапиро, данных им в ходе судебных заседаний. Причины отказа давать сведения в отношении сотрудников НК ЮКОС Пичугина и Невзлина Шапиро объяснил боязнью за жизнь своих близких и суд, учитывая, что при загадочных обстоятельствах были убиты подельник киллера Горитовский, посредник Горин и его супруга, принимает это обстоятельство во внимание. Пичугин, как известно, признан виновным в убийстве Гориных. Аналогичные причины отказа Цигельника и Решетникова давать показания против сотрудников ЮКОСа, причастных к организации преступлений, суд так же считает достоверными.

Одна камера на двоих?

Таким образом, суд, проанализировав все имеющиеся по делу доказательства, пришел к выводу, что вина Пичугина и Невзлина в организации преступлений полностью доказана. Фактически, если бы Невзлин находился сегодня в России, а не в Израиле, приговор Пичугину стал бы приговором и для него. Подводя черту, Петр Штундер отметил, что, определяя наказание Пичугину, суд учитывает смягчающие обстоятельства – наличие малолетних детей, однако, общественная опасность подсудимого, обвинение по тяжким статьям, количество и характер совершенных преступлений, в том числе с применением взрывчатых веществ, вступивший в силу приговор от 30 марта 2005 года, в соответствии с которым Пичугин приговорен к 20 годам лишения свободы за убийство семьи Гориных – являются обстоятельствами отягчающими. Исходя из вышеизложенного, суд приговорил Алексея Пичугина к высшей мере наказания – пожизненному лишению свободы в колонии строгого режима.

Размер удовлетворения исковых требований потерпевших по делу суд определил, исходя из материального положения Пичугина. Получивший контузию, множественные раны, потерявший ноги охранник Евгения Рыбина Алексей Иванов получит от осужденного 1,6 млн. рублей. Охранник Филиппов, так же получивший ранения – 1 млн. рублей. Вдова мэра Нефтеюганска Петухова – Фарида Исламова – 3 млн. рублей. У потерпевших так и не удалось узнать удовлетворены ли они размерами компенсации. На оглашение приговора не было родственников Корнеевой, потерпевших Исламовой, Рыбина, Иванова и Филиппова.

Пожизненный срок наказания Пичугину стороны комментировали, как факт, свершившийся еще год назад. «Этот процесс затеян для того, чтобы доказать, что ЮКОС - это банда убийц», - был не оригинален адвокат Каганер. Гособвинитель Камиль Кашаев заявил, что Генеральная прокуратура удовлетворена приговором Мосгорсуда и считает его объективным. «От действий Пичугина и иных организаторов преступлений в той или иной мере пострадали 13 человек», - отметил Кашаев. – «Учитывая это, пожизненное наказание Пичугину справедливо… Акционер НК ЮКОС Невзлин приговором суда так же признан виновным. Мы не исключаем, что в отношении него будет инициирован судебный процесс. Возможно, он будет заочным, поскольку Невзлин, как известно, скрывается в Израиле».

Заявление представителя Генпрокуратуры дало богатую пищу пишущей братии. Если бы следствие никогда ранее не заявляло о подозрениях в отношении Невзлина, заявление Кашаева можно было бы даже считать сенсацией. В сложившейся ситуации намерения Генпрокуратуры более определенно поставить вопрос о судьбе израильского репатрианта, скорее логический итог дела Пичугина. Бывший сотрудник службы безопасности НК ЮКОС освободил для акционера компании место за решеткой. Иной исход «дела Невзлина», которое взяло ход отнюдь не вчера, как и «дела Пичугина» вряд ли возможен. Молчание Пичугина, как и его потенциальная готовность давать показания, учитывая многочисленные обличающие Невзлина свидетельства, сегодня, несмотря на заявления защитников, ровным счетом ничего не стоят. Пройдя через три судебных процесса, так и не сказав не то, что про Невзлина, даже про себя ни одного вразумительного слова, сотрудник службы безопасности НК ЮКОС сможет и дальше определенное время молчать в одиночной камере исправительной колонии. Как гласит Уголовно-исполнительный кодекс РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы, могут размещаться в камере и по два человека.
Популярные материалы